Обзор рынка печатных устройств в России за 2023 год

17

апреля

2024

Рынок печатных устройств в 2023 году в России практически полностью ушел в тень.

В 2022 году произошла коренная трансформация сегмента, когда в течение месяца крупнейшие мировые производители печатной техники ушли из России, а на смену им пришли либо те, кто был в тени лидеров, либо совершенно новые бренды из Азии.

В этом году определился явный лидер, но поскольку большая часть производителей засекретила все данные по продажам в России, оценить его долю и рынок в целом практически невозможно, отмечает руководитель отдела продаж российского представительства Pantum в странах СНГ Денис Милентьев.

Лидеры приходят и уходят
По данным исследовательского агентства IDC, в этом году мировой рынок печатных устройств серьезно сокращается. Во втором квартале текущего года падение по количеству единиц проданной печатной техники сократилось на 11,7% к аналогичному периоду прошлого года, уменьшился и объем в денежном выражении – чуть меньше, чем на 1%, до $9,5 млрд., спад фиксировался на рынках США, Западной Европы и Китая. Аналитики IDC отмечают, что одна из причин снижения в том, что произошло удовлетворение отложенного спроса и затоваривание складов.

Вполне возможно, что влияние на глобальные цифры могла оказать и ситуация в России. В прошлом году официально заявили об уходе с российского рынка все крупнейшие игроки – HP, Canon, Epson, Xerox, Brother, Lexmark, Kyocera. Эксперты из ITResearh оценили падение рынка в 38% по отношению к 2021 году. Это 1,34 млн проданных устройств – таких цифр не было с начала 2000-х годов.

Произошло и довольно любопытное изменение в структуре продаж.

Доля лазерных принтеров и МФУ выросла с 75% до 90%, а внутри сегмента более 70% заняли принтеры с производительностью до 30 страниц в минуту – годом ранее их было лишь 55%.

И если рынок в целом сократился на 38%, то продажи «струйников» обрушились на 65%. Во многом это объясняется тем, что молодые бренды из Азии вообще не производят принтеров со струйной технологией печати, полностью сосредоточившись на изготовлении лазерных устройств.

Что касается брендов, то в конце 2021 года в деньгах 36% рынка контролировал HP, Сanon и Kyocera имели по 10% рынка, 9% было у японского вендора Brother. К осени 2022 Epson, Canon и Brother имели лишь по 4% рынка на втором месте с большим отрывом был НР (21%), а китайский бренд Pantum увеличил долю за девять месяцев с 16 до 53% продаж и возглавил рынок.

Нет данных для печати
На этом фоне 2023 год остается настоящей «серой зоной». ITResearch последние данные публиковал в первом квартале – оценок рынка за 2023 год в России просто нет. Данные о продажах можно найти только у Pantum, но даже на их основе оценить долю рынка практически невозможно, поскольку остальные бренды перестали давать в аналитические агентства официальную информацию.

Как отмечали аналитики ITResearch, в прошлом году было продано 1,34 млн устройств. Тайваньский бренд Avision вышел на российский рынок ближе к концу года и отчитался о 2 тыс. проданных устройств. По 2023 году данных нет. F+ - российский бренд, который не скрывал, что несколько лет занимался крупноузловой сборкой с последовательной локализацией производства в сотрудничестве с американским брендом Lexmark. В августе 2022 года сообщалось, что F+ выкупил российское представительство Lexmark в России.

По данным на конец прошлого года они продали около 4 тыс. устройств, но по текущему году данных нет. Катюша – еще один отечественный бренд, который позиционирует себя как производителя для корпоративного сектора и имеет линейку для крупных и средних офисов – для персонального использования такие МФУ чрезмерны по мощности и цене. В прошлом году они заявили примерно о 3 тыс. проданных устройств, по этому году информации также нет. Из новых брендов этого года можно добавить Huawei, но и по нему информации практически нет.

Основная причина в таком поведении практически всех вендоров – возможные проблемы со стороны крупных геополитических игроков. Продукция некоторых из них оказывается в странах, находящихся под санкциями, и это далеко не всегда только Россия, могут быть и такие страны как Иран или Афганистан.

Еще одна сложность в том, что в полной мере в этом году задействован принцип параллельного импорта. Особенность рынка печатной техники в том, что через торговые сети продается около 30% всех устройств – как правило, для дома и небольших офисов. Действительно крупные поставки происходят через проекты, когда большая компания заказывает систему печатных устройств «под ключ». Часто это происходит напрямую, и схемы параллельного импорта вполне позволяют поставлять продукцию тех вендоров, которые официально с рынка ушли.

Особенность, которая также не позволяет говорить о новых поставках – затоваривание рынка. В кулуарах говорят о том, что остатки на складах составляют около миллиона устройств, в том числе, американских и японских производителей. Склады с запасными частями и расходниками тоже были загружены полностью и позволяют стабильно обслуживать технику. Это привело к тому, что цены давно «растеряли» двух-трехкратные наценки начала прошлого года, некоторые дилеры готовы продать складские запасы с минимальной наценкой. Однако, спрос во многом был экстренно удовлетворен, и ситуация для продавцов остается непростой.

Остается добавить, что санкции со стороны стран Запада в очередной раз, на этом примере, показали свою неэффективность.

Массовый уход крупных брендов дал шанс тем, кто наступает им на «пятки», при этом и те и другие просто перестали публиковать отчетность. Все это лишь подстегивает и без того жесткую конкуренцию, в результате которой россияне будут обеспечены надежной и доступной техникой.

И может быть, в 2024 году данные по этому рынку станут более доступными и объективными.